История экономических учений
Экономика – область знаний, в которой затруднены, а часто и невозможны, эксперименты. Все объекты исследования по-своему уникальны, трудно сопоставлять результаты в контрольной и экспериментальной группах.
В этом случае обращение к истории экономической мысли является возможностью проверить не только предсказательную силу современных экономических теорий апостериори, но и понять – в чем ошибались экономисты прошлого. Понимание их ошибок позволяет современному исследователю экономических процессов не наступать повторно на интеллектуальные «грабли» и избегать простых, популистских рецептов достижения богатства и счастья. Понимание ошибок прошлого снижает вероятность совершения ошибок в будущем. История экономических учений, как учебная дисциплина, представляет собой кладезь идей, зачастую неверных, но иногда и несправедливо отброшенных. Изучение этих идей, их анализ и критика позволяют совершенствовать экономический анализ и делать его более эффективным.
Рассматриваются темы: экономическая методология, ,физиократы, классическая экономическая теория, Адам Смит и Давид Рикардо: абсолютные и сравнительные преимущества, Томас Мальтус и начала демографии, Карл Маркс и теория эксплуатации, Евгений Слуцкий и Джон Хикс. Эффекты дохода и замещения, Торстейн Веблен и Джон Гэлбрейт, институционализм.
Учебный план курса
Экономическая методология. Меркантилисты | |||||
Вы можете
посмотреть лекцию
Лекция 1. История экономических учений как анализ экономических заблуждений. Понятие экономической методологии. Индукция и ее роль в статистике. Дедукция и построение моделей |
ОТКРЫТО | 20 минут | |||
Лекция 2. Принцип аддукции: озарение, статистическая проверка, построение модели, прогноз, подтверждение/опровержение прогноза. Верификация. Принцип фальсификации Карла Поппера | 20 минут | ||||
Лекция 3. Проблемы оценки качества экономических моделей. Роль прогнозов | 10 минут | ||||
Лекция 4. Абсолютизм vs. релятивизм. Недостатки подхода релятивистов | 30 минут | ||||
Лекция 5. Принципы меркантилизма. Страсть к накоплению | 15 минут | ||||
Лекция 6. Критика меркантилизма. А если так будут делать все? Протекционизм как пример игры «Дилемма узника». Метрополии и колонии | 10 минут | ||||
Лекция 7. Критика меркантилизма. Механизм золотоденежных потоков Дэвида Юма. Должники vs. кредиторы | 15 минут | ||||
Лекция 8. Критика меркантилизма. Неэластичность спроса на экспорт и спроса на импорт | 15 минут | ||||
Лекция 9. Условия, при которых меркантилизм становится верной концепцией. Почему в России почти всегда популярен меркантилизм? | 10 минут | ||||
Разбор заданий 1-5 | 10 минут | ||||
Разбор задания 8 | 10 минут | ||||
Разбор задания 9 | 10 минут | ||||
Разбор задания 10 | 10 минут | ||||
Контрольное задание 1 для курса История экономических учений | 20 минут | ||||
Физиократы. Классическая экономическая теория | |||||
Лекция 10. Принципы физиократии. Земля – ключевой фактор производства | 10 минут | ||||
Лекция 11. Цена актива с растущей доходностью. Переоценённость и недооценённость земли как актива | 10 минут | ||||
Лекция 12. Эластичность предложения факторов производства в краткосрочном и долгосрочном периоде. Концепция ключевого ресурса и идея ренты | 30 минут | ||||
Лекция 13. Идея единого налога Генри Джорджа. Проблема налогообложения произведенных улучшений актива | 15 минут | ||||
Лекция 14. Условия, при которых физиократы будут правы. В.И. Ленин как физиократ | 10 минут | ||||
Лекция 15. Экономическая таблица Франсуа Кенэ и модель кругооборота доходов | 20 минут | ||||
Лекция 16. Почему всё от Адама? Идея разделения труда и специализации. Проблема тайминга бизнес-процессов. Нормирование и трудности, с ним связанные. Принцип «сначала сделай сам» | 30 минут | ||||
Лекция 17. Специализация vs. диверсификация | 10 минут | ||||
Лекция 18. Человеческий капитал и проблема «чистого листа» | 10 минут | ||||
Лекция 19. Производительный и непроизводительный труд. «Невидимая рука» рынка. Coopetition | 10 минут | ||||
Разбор заданий 11-14 | 10 минут | ||||
Разбор задания 15 | 10 минут | ||||
Разбор задания 16 | 10 минут | ||||
Разбор задания 19 | 10 минут | ||||
Разбор задания 20 | 10 минут | ||||
Контрольное задание 2 для курса История экономических учений | 20 минут | ||||
Адам Смит и Давид Рикардо: абсолютные и сравнительные преимущества | |||||
Лекция 20. Теорема Рыбчинского и кривая производственных возможностей. Пределы специализации | 10 минут | ||||
Лекция 21. Модель выгод от реализации абсолютных преимуществ в международной торговле | 30 минут | ||||
Лекция 22. Политическая экономия Давида Рикардо. Закон железной заработной платы. Трудовая теория ценности | 10 минут | ||||
Лекция 23. Дифференциальная земельная рента | 20 минут | ||||
Лекция 24. Модель сравнительных преимуществ в международной торговле. Сравнительные преимущества и уровень реальных заработных плат | 40 минут | ||||
Лекция 25. Реализация сравнительных преимуществ в международной торговле в условиях фиксированных мировых цен | 15 минут | ||||
Разбор задания 21 | 10 минут | ||||
Разбор задания 22 | 10 минут | ||||
Разбор задания 23 | 10 минут | ||||
Разбор задания 24 | 10 минут | ||||
Разбор задания 25 | 10 минут | ||||
Разбор задания 29 | 10 минут | ||||
Разбор задания 30 | 10 минут | ||||
Контрольное задание 3 для курса История экономических учений | 60 минут | ||||
Томас Мальтус и начала демографии | |||||
Лекция 26. Аналитическая схема Мальтуса. Рост производительности труда в сельском хозяйстве в арифметической прогрессии. Рост населения в геометрической прогрессии. Превентивные и естественные ограничители роста населения | 20 минут | ||||
Лекция 27. Теория оптимальной численности населения и ее критика. Мальтус и теория внешних эффектов | 20 минут | ||||
Лекция 28. Кто должен заниматься регулирование численности населения? Россия: перенаселённость или недонаселённость? Какой должна быть демографическая политика? | 10 минут | ||||
Лекция 29. Критика мальтузианства. Проблема рациональности: государство vs. семья | 15 минут | ||||
Разбор задания 32 | 10 минут | ||||
Разбор задания 33 | 10 минут | ||||
Разбор заданий 35-36 | 10 минут | ||||
Разбор заданий 37-38 | 10 минут | ||||
Разбор заданий 39-40 | 10 минут | ||||
Контрольное задание 4 для курса История экономических учений | 45 минут | ||||
Карл Маркс и теория эксплуатации | |||||
Лекция 30. Аксиоматика марксизма. Капитал как овеществленный труд | 10 минут | ||||
Лекция 31. Простой и сложный труд. Проблема определения коэффициентов сложности труда и оценки трудового вклада | 10 минут | ||||
Лекция 32. Проблема эквивалентного обмена. Меновая и потребительная стоимость. Эксплуатация | 10 минут | ||||
Лекция 33. Прибавочная стоимость. Нормативный марксизм | 10 минут | ||||
Лекция 34. Органическое строение капитала и механизм изъятия прибавочной стоимости капиталистами | 20 минут | ||||
Лекция 35. Предсказания Карла Маркса и их критика: тенденция нормы прибыли к понижению, интенсивная и экстенсивная эксплуатация, относительное и абсолютное обнищание пролетариата, марксистская безработица | 20 минут | ||||
Разбор задания 42 | 10 минут | ||||
Разбор задания 43 | 10 минут | ||||
Разбор заданий 44-48 | 10 минут | ||||
Контрольное задание 5 для курса История экономических учений | 45 минут | ||||
Евгений Слуцкий и Джон Хикс. Эффекты дохода и замещения | |||||
Лекция 36. Эффект дохода и эффект замещения по Слуцкому | 50 минут | ||||
Лекция 37. Эффект дохода и эффект замещения по Хиксу | 15 минут | ||||
Разбор задания 51 | 10 минут | ||||
Разбор заданий 52-55 | 10 минут | ||||
Разбор задания 56 | 10 минут | ||||
Разбор заданий 57-58 | 10 минут | ||||
Разбор заданий 59-60 | 10 минут | ||||
Контрольное задание 6 для курса История экономических учений | 60 минут | ||||
Торстейн Веблен и Джон Гэлбрейт. Институционализм | |||||
Лекция 38. Торнстейн Веблен и его теория праздного класса. Праздный класс и понятие демонстративного потребления. Плохие и хорошие институты | 20 минут | ||||
Лекция 39. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена | 10 минут | ||||
Лекция 40. Джон Гэлбрейт и концепция технократии | 15 минут | ||||
Лекция 41. Теории заговора и их критика | 20 минут | ||||
Разбор заданий 61-66 | 10 минут | ||||
Разбор задания 67 | 10 минут | ||||
Разбор задания 68 | 10 минут | ||||
Разбор задания 69 | 10 минут | ||||
Контрольное задание 7 для курса История экономических учений | 30 минут | ||||
Литература | 5 минут | ||||
Экзамен для курса История экономических учений | 90 минут |
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: