Есть вопросы?

Введите Ваше имя (минимум 2 символа)

Некорректный e-mail

Введите Ваш вопрос (минимум 10 символов)

Подтвердите что Вы не робот

Спасибо, мы скоро Вам ответим!

Экономика – область знаний, в которой затруднены, а часто и невозможны, эксперименты. Все объекты исследования по-своему уникальны, трудно сопоставлять результаты в контрольной и экспериментальной группах.

В этом случае обращение к истории экономической мысли является возможностью проверить не только предсказательную силу современных экономических теорий апостериори, но и понять – в чем ошибались экономисты прошлого. Понимание их ошибок позволяет современному исследователю экономических процессов не наступать повторно на интеллектуальные «грабли» и избегать простых, популистских рецептов достижения богатства и счастья. Понимание ошибок прошлого снижает вероятность совершения ошибок в будущем. История экономических учений, как учебная дисциплина, представляет собой кладезь идей, зачастую неверных, но иногда и несправедливо отброшенных. Изучение этих идей, их анализ и критика позволяют совершенствовать экономический анализ и делать его более эффективным.

Рассматриваются темы: экономическая методология, ,физиократы, классическая экономическая теория, Адам Смит и Давид Рикардо: абсолютные и сравнительные преимущества, Томас Мальтус и начала демографии,  Карл Маркс и теория эксплуатации, Евгений Слуцкий и Джон Хикс. Эффекты дохода и замещения, Торстейн Веблен и Джон Гэлбрейт, институционализм.

Учебный план курса

Экономическая методология. Меркантилисты
Лекция 1. История экономических учений как анализ экономических заблуждений. Понятие экономической методологии. Индукция и ее роль в статистике. Дедукция и построение моделей ОТКРЫТО 20 минут
Лекция 2. Принцип аддукции: озарение, статистическая проверка, построение модели, прогноз, подтверждение/опровержение прогноза. Верификация. Принцип фальсификации Карла Поппера 20 минут
Лекция 3. Проблемы оценки качества экономических моделей. Роль прогнозов 10 минут
Лекция 4. Абсолютизм vs. релятивизм. Недостатки подхода релятивистов 30 минут
Лекция 5. Принципы меркантилизма. Страсть к накоплению 15 минут
Лекция 6. Критика меркантилизма. А если так будут делать все? Протекционизм как пример игры «Дилемма узника». Метрополии и колонии 10 минут
Лекция 7. Критика меркантилизма. Механизм золотоденежных потоков Дэвида Юма. Должники vs. кредиторы 15 минут
Лекция 8. Критика меркантилизма. Неэластичность спроса на экспорт и спроса на импорт 15 минут
Лекция 9. Условия, при которых меркантилизм становится верной концепцией. Почему в России почти всегда популярен меркантилизм? 10 минут
Разбор заданий 1-5 10 минут
Разбор задания 8 10 минут
Разбор задания 9 10 минут
Разбор задания 10 10 минут
Контрольное задание 1 для курса История экономических учений 20 минут
Физиократы. Классическая экономическая теория
Лекция 10. Принципы физиократии. Земля – ключевой фактор производства 10 минут
Лекция 11. Цена актива с растущей доходностью. Переоценённость и недооценённость земли как актива 10 минут
Лекция 12. Эластичность предложения факторов производства в краткосрочном и долгосрочном периоде. Концепция ключевого ресурса и идея ренты 30 минут
Лекция 13. Идея единого налога Генри Джорджа. Проблема налогообложения произведенных улучшений актива 15 минут
Лекция 14. Условия, при которых физиократы будут правы. В.И. Ленин как физиократ 10 минут
Лекция 15. Экономическая таблица Франсуа Кенэ и модель кругооборота доходов 20 минут
Лекция 16. Почему всё от Адама? Идея разделения труда и специализации. Проблема тайминга бизнес-процессов. Нормирование и трудности, с ним связанные. Принцип «сначала сделай сам» 30 минут
Лекция 17. Специализация vs. диверсификация 10 минут
Лекция 18. Человеческий капитал и проблема «чистого листа» 10 минут
Лекция 19. Производительный и непроизводительный труд. «Невидимая рука» рынка. Coopetition 10 минут
Разбор заданий 11-14 10 минут
Разбор задания 15 10 минут
Разбор задания 16 10 минут
Разбор задания 19 10 минут
Разбор задания 20 10 минут
Контрольное задание 2 для курса История экономических учений 20 минут
Адам Смит и Давид Рикардо: абсолютные и сравнительные преимущества
Лекция 20. Теорема Рыбчинского и кривая производственных возможностей. Пределы специализации 10 минут
Лекция 21. Модель выгод от реализации абсолютных преимуществ в международной торговле 30 минут
Лекция 22. Политическая экономия Давида Рикардо. Закон железной заработной платы. Трудовая теория ценности 10 минут
Лекция 23. Дифференциальная земельная рента 20 минут
Лекция 24. Модель сравнительных преимуществ в международной торговле. Сравнительные преимущества и уровень реальных заработных плат 40 минут
Лекция 25. Реализация сравнительных преимуществ в международной торговле в условиях фиксированных мировых цен 15 минут
Разбор задания 21 10 минут
Разбор задания 22 10 минут
Разбор задания 23 10 минут
Разбор задания 24 10 минут
Разбор задания 25 10 минут
Разбор задания 29 10 минут
Разбор задания 30 10 минут
Контрольное задание 3 для курса История экономических учений 60 минут
Томас Мальтус и начала демографии
Лекция 26. Аналитическая схема Мальтуса. Рост производительности труда в сельском хозяйстве в арифметической прогрессии. Рост населения в геометрической прогрессии. Превентивные и естественные ограничители роста населения 20 минут
Лекция 27. Теория оптимальной численности населения и ее критика. Мальтус и теория внешних эффектов 20 минут
Лекция 28. Кто должен заниматься регулирование численности населения? Россия: перенаселённость или недонаселённость? Какой должна быть демографическая политика? 10 минут
Лекция 29. Критика мальтузианства. Проблема рациональности: государство vs. семья 15 минут
Разбор задания 32 10 минут
Разбор задания 33 10 минут
Разбор заданий 35-36 10 минут
Разбор заданий 37-38 10 минут
Разбор заданий 39-40 10 минут
Контрольное задание 4 для курса История экономических учений 45 минут
Карл Маркс и теория эксплуатации
Лекция 30. Аксиоматика марксизма. Капитал как овеществленный труд 10 минут
Лекция 31. Простой и сложный труд. Проблема определения коэффициентов сложности труда и оценки трудового вклада 10 минут
Лекция 32. Проблема эквивалентного обмена. Меновая и потребительная стоимость. Эксплуатация 10 минут
Лекция 33. Прибавочная стоимость. Нормативный марксизм 10 минут
Лекция 34. Органическое строение капитала и механизм изъятия прибавочной стоимости капиталистами 20 минут
Лекция 35. Предсказания Карла Маркса и их критика: тенденция нормы прибыли к понижению, интенсивная и экстенсивная эксплуатация, относительное и абсолютное обнищание пролетариата, марксистская безработица 20 минут
Разбор задания 42 10 минут
Разбор задания 43 10 минут
Разбор заданий 44-48 10 минут
Контрольное задание 5 для курса История экономических учений 45 минут
Евгений Слуцкий и Джон Хикс. Эффекты дохода и замещения
Лекция 36. Эффект дохода и эффект замещения по Слуцкому 50 минут
Лекция 37. Эффект дохода и эффект замещения по Хиксу 15 минут
Разбор задания 51 10 минут
Разбор заданий 52-55 10 минут
Разбор задания 56 10 минут
Разбор заданий 57-58 10 минут
Разбор заданий 59-60 10 минут
Контрольное задание 6 для курса История экономических учений 60 минут
Торстейн Веблен и Джон Гэлбрейт. Институционализм
Лекция 38. Торнстейн Веблен и его теория праздного класса. Праздный класс и понятие демонстративного потребления. Плохие и хорошие институты 20 минут
Лекция 39. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена 10 минут
Лекция 40. Джон Гэлбрейт и концепция технократии 15 минут
Лекция 41. Теории заговора и их критика 20 минут
Разбор заданий 61-66 10 минут
Разбор задания 67 10 минут
Разбор задания 68 10 минут
Разбор задания 69 10 минут
Контрольное задание 7 для курса История экономических учений 30 минут
Литература 5 минут
Экзамен для курса История экономических учений 90 минут

Инструкторы

61 СЛУШАТЕЛЕЙ В СПИСКЕ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: